Собор святого семейства

Саграда Фамилия величайшее архитектурное сооружение

саграда фамилия
саграда фамилия

Наверное, это самый известный и самый необычный собор в мире. И одно из самых интересных архитектурных строений, когда-либо построенное человечеством. Саграда Фамилия в Барселоне находится в центре города. Он притягивает к себе взгляды. Он виден практически со всех сторон города. В четко очерченном и поделенном на кварталы городе стоит собор, в котором практически нет прямых линий.

Предыдущее изображение
Следующее изображение

info heading

info content

Собор Святого Семейства в Барселоне интересен не только архитектурой, но и историей своего создания

Церковь Святого Семейства является одним из знаковых произведений архитектуры Барселоны и одним из главных долгостроев современности.
Обращаясь к истории постройки Саграда Фамилия, необходимо начать с девятнадцатого века и покупки на пожертвования прихожан Духовной Ассоциацией преданных Святому Иосифу в 1881 году участка земли между улицами Сардня, Майорка, Марина и Провенса. Через год, 19 марта 1882 года началось строительство церкви с торжественной закладки первого камня.

улочки барселоны
улочки барселоны

В качестве главного архитектора первоначально был выбран Франсиско де Паула Дель Виллар и Лозано. Его проект представлял собой довольно обычную по тем меркам церковь в неоготическом стиле. Маловероятно, что церковь, созданная по изначальному плану, смогла бы претендовать на звание символа Барселоны. Тем не менее с первым архитектором возникли разногласия, не позволившие продолжить строительство, поэтому на его место в 1883 году был приглашен Антонио Гауди, которому тогда балл тридцать один год.

Это имя сейчас известно всем. Он был очень необычным человеком и уникальным архитектором. Детство его было тяжелым, отец Антонио Гауди был кузнецом, у него была мастерская по художественной ковке. Где Гауди научился ощущать пространство. С детства Антонио сильно страдал ревматизмом, болезнь  не позволяла ему играть с детьми, но развило наблюдательность и обострить чувства. Непохожесть стиля Гауди это его умение чувствовать и  мыслить в трех измерениях. В Барселоне Гауди окончил архитектурную школу и долго работал  чертежником, так же выполняя мелкие заказы, и учился у великих мастеров неоготики.

антонио гауди
антонио гауди

Первые работы мастера сильно отличались от работ других мастеров. Со временем его работы приняли окончательный стиль. Гауди в Барселоне получил репутацию «сумасшедшего гения». Гауди вошел в моду. Строил дома и отели, применяя технологии, которые даже сейчас являются передовыми.

Гауди очень любил применять гиперболоиды, эллипсы и терпеть не мог прямые линии. В его проектах не было опор, что даже в наше время это огромная редкость.

И вот этот своеобразный архитектор и уникальный человек, должен был продолжить строительство Собора Святого Семейства в Барселоне. Но в то время никто даже вообразить не мог, каким необыкновенным и восхитительным образом он это сделает.

С самого начала Гауди решил продолжить работаю над криптой, спроектированной предыдущим архитектором. Её строительство завершилось в 1889 году. Однако все это время церковью получала стабильные регулярные обильные пожертвования, что позволило, приступив за апсиду, переработать и кардинально изменить начальный план.

Саграда Фамилия
Саграда Фамилия

Первым решением автора было отойти от изначальной неоготики и добавить целый ряд инновационных решений в архитектуру. Всё это пришло к грандиозному в своих масштабах зданию с латинским крестом в основании церкви и восемнадцатью башнями. Верхняя часть креста закрыта полукругом апсиды. Церковь Святого Семейства имеет три моментальных фасада, которые символизируют собой метафору Славы Христа; Рождества; Страсти, Смерти и Воскрешения.

Согласно изначальному замыслу архитектора, двенадцать из восемнадцати башен, высотой в сто метров, должны символизировать собой святых апостолов, четыре, высотой в 135 метров — святые Евангелия и их авторов, и одна, охватывающая апсиду, — Святую Деву Марию. Последняя башня — самая высокая, 172 метровая, посвящена Иисусу Христу. Реализация замысла Гауди сделала бы церковь второй по высоте точке в Барселоне. Её обходила бы только гора Монжуик.

Монжуик
Монжуик

Начало строительства фасада Рождества было начато в 1892 году. Архитектор считал, что он найдет широкий отклик у местных жителей из-за богатого убранства, создающего праздничное настроение, в отличие от мрачного фасада Страсти, украшенного обломками скелетов. В конце XIX века было закончено строительство портала Розария — это один из входов, расположенных со стороны фасада Рождества. Параллельно с церковью Гауди работал над проектом школы для детей строителей церкви. Она была построена в 1909 году.

школа саграда фамилия
школа саграда фамилия

Предварительно предполагалось  построить три фасада, а не один. Каждый фасад должен быть украшен порталом огромной величины с высокими башнями – 100 м. Башен должно получиться 12 штук по 4 с каждой стороны портала, по количеству апостолов у Христа. Гауди никогда не составлял план работы. Его обычный стиль – это схематический  набросок в начале и буйная фантазия в процессе строительства. Когда собор начал строиться и приобретать свои нынешние черты, жители Барселоны были очень удивлены, хотя и уже привыкли к его странному стилю и не менее сумасшедшему новаторству.

Саграда Фамилия в Барселоне
Саграда Фамилия в Барселоне

К 1914 году архитектор принимает волевое решение отказаться от планов на другие проекты в пользу церкви Саграда Фамилия. Фактически он посвятил ей все оставшиеся годы своей жизни. К 1923 Антонио Гауди удалось закончить проект дизайна нефов и крыши. К сожалению, строительство продвигалось очень медленно. Это было вызвано целой группой факторов, среди которых зависимость от единственного источника финансирования — добровольные пожертвования, также довольно сложная социальная и политическая обстановка в стране. К концу ноября 1925 было завершено строительство одной из башен, посвященных святым апостолам. Чуть более чем через полгода, 10 июня 1926 года Антонио Гауди скончался из-за травм, полученных в аварии с трамваем.

Таким образом, фактически после смерти архитектора и до 1983 года руководителями проекта стали люди, непосредственно работавшие с ним. Так Доменик Сурганесс, бывший важным помощником Гауди при его жизни, возглавил строительство вплоть до 1938 года. Колокольни на фасаде Рождества была закончена при новом руководителе в 1930 году, а к 1933 году были достроены портал Веры и централ кипарисовое дерево.

портал веры
портал веры

В 1936 году строительство было приостановлено из-за начавшейся Гражданской войны в Испании. Революционеры разрушили, а затем сожгли школу, построенную для детей строителей церкви, были утеряны некоторые первоначальные макеты и рисунки Гауди. Необходимо указать, что и ранее массовые волнения становились причиной приостановки строительства.

Однако в 1938 году после окончания Гражданской войны удалось возобновить строительство. В период 1939-1940 годов удалось восстановить повреждённый во время пожара склеп, а также были отреставрированы сломанные модели, на которые дальше опиралось строительство. Это позволило придерживаться изначальных концепций Груди.

фасад рождества саграда фамилия
фасад рождества саграда фамилия

К 1952 году была построена лестница к фасаду Рождества, а он сам был освещён. После 1964 года освещение стало постоянным, благодаря решению городского совета Барселоны. С 1954 года был начат фасад Страсти, основанный на разработках Гауди. К 1961 году в помещении склепа был открыт музей, чтобы у людей была возможность ознакомиться с историей постройки церкви Святого Семейства, её художественными и символическими особенностями.

фасад страстей саграда фамилия
фасад страстей саграда фамилия

Значимым годом для Саграда Фамилии стал 1955, так как в этот год впервые начался сбор для оплаты строительных работ, который оказался настолько успешным, что повторяется каждый год.

Фасады церкви богато украшено скульптурами, многие из которых были созданы различными известными скульпторами. В 1958 году была представлена группа статуй на фасаде Рождества, созданных Жауме Бускетсом и представляющих собой Святое Семейство. Представить свои скульптуры является большой честью для скульпторов, но при этом необходимо, чтобы скульптуры не выбивались из общего ансамбля. Так Хосепу Марии Субирахсу в 1986 году было предъявлено обвинение в связи с тем, что он потратил на создание скульптур более 25 лет, но они не соответствовали общей стилистике.

фасад славы саграда фамилия
фасад славы саграда фамилия

В 2000 году начали работу над фасадом Славы, а также были построены своды в центральном нефе и трансептах. Была проведена первая месса, чтобы отметить начало нового тысячелетия.

В 2001 году закончили работу над центральным окном фасада Страсти, в котором был установлен витраж Воскресения.

В 2017 году отмечали 135-летний юбилей начала строительства церкви. В настоящее время фасад Страсти официально завершён, идёт активное строительство башни Девы Марии. Предполагается, что башни Евангелистов будут завершены к 2022 году. Также идёт постройка башни Иисуса Христа, которая на данный момент достигает более 90 метров. В планах завершить строительство к 2026 году.

башни Евангелистов
башни Евангелистов

Восемнадцать устремляющихся ввысь башен создают вытянутый, возвышенный силуэт храма. Порой причудливы и своеобразные скульптуры не только рассказывают религиозные сюжеты, но и создают сложные рельефные структуры, и в зависимости от времени суток, тени добавляют глубины и особого очарования. Вкупе с серо-бежевым бетоном, статуи создают эффект замка из мокрого песка. Морская тема была крайне близка Антонио Гауди, так что не удивительно её присутствие в работе всей его жизни.

Но не только внешним убранством интересна церковь Святого Семейства, внутри также много интересных архитектурных решений. Гауди хотел создать само несущие и сбалансированные конструкции, которые до сих пор являются крайне сложные в проектировании.

внутреннее убранство саграда фамилия
внутреннее убранство саграда фамилия

Своды церкви поддерживаются колоннами в виде фантазийных деревьев. Множество винтовых лестниц и других закрученных элементов отсылают к морским ракушкам. Параболические и гиперболические структуры несут не только сугубо практическую функцию несущих конструкций, но и оставляют действительно завораживающие впечатление на гостях Саграды Фамилии.

винтовая лестница саграда фамилия
винтовая лестница саграда фамилия

Большую роль во внутреннем устройстве играет свет. Для того, чтобы огромные внутренние помещения не казались излишне мрачными и тёмными в стенах сделаны световые люки, также важную роль играют многочисленные витражи. Они, помимо света, дают внутреннему пространству цвета, в основном, жёлтый, синий и зелёный. Цвет, как и форма со светом, должны отсылать к природным элементам. И пусть основная часть церкви выполнена в серо-бежевом цвете камня и бетона, но в то же время, то тут, то там, можно увидеть всполохи цветной мозаики, украшающая Саграда Фамилию.

саграда фамилия
саграда фамилия

Всё вместе создают удивительный, непривычный, но при этом крайне гармоничный вид церкви Святого Семейства, одного из архитектурных шедевров двадцатого века.

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий