Величайший Архитектор Антонио Гауди родился 166 лет назад. Его творчество безусловно повлияло не только на…

Собор святого семейства
Саграда Фамилия величайшее архитектурное сооружение

саграда фамилия
Наверное, это самый известный и самый необычный собор в мире. И одно из самых интересных архитектурных строений, когда-либо построенное человечеством. Саграда Фамилия в Барселоне находится в центре города. Он притягивает к себе взгляды. Он виден практически со всех сторон города. В четко очерченном и поделенном на кварталы городе стоит собор, в котором практически нет прямых линий.
Собор Святого Семейства в Барселоне интересен не только архитектурой, но и историей своего создания
Церковь Святого Семейства является одним из знаковых произведений архитектуры Барселоны и одним из главных долгостроев современности.
Обращаясь к истории постройки Саграда Фамилия, необходимо начать с девятнадцатого века и покупки на пожертвования прихожан Духовной Ассоциацией преданных Святому Иосифу в 1881 году участка земли между улицами Сардня, Майорка, Марина и Провенса. Через год, 19 марта 1882 года началось строительство церкви с торжественной закладки первого камня.

улочки барселоны
В качестве главного архитектора первоначально был выбран Франсиско де Паула Дель Виллар и Лозано. Его проект представлял собой довольно обычную по тем меркам церковь в неоготическом стиле. Маловероятно, что церковь, созданная по изначальному плану, смогла бы претендовать на звание символа Барселоны. Тем не менее с первым архитектором возникли разногласия, не позволившие продолжить строительство, поэтому на его место в 1883 году был приглашен Антонио Гауди, которому тогда балл тридцать один год.
Это имя сейчас известно всем. Он был очень необычным человеком и уникальным архитектором. Детство его было тяжелым, отец Антонио Гауди был кузнецом, у него была мастерская по художественной ковке. Где Гауди научился ощущать пространство. С детства Антонио сильно страдал ревматизмом, болезнь не позволяла ему играть с детьми, но развило наблюдательность и обострить чувства. Непохожесть стиля Гауди это его умение чувствовать и мыслить в трех измерениях. В Барселоне Гауди окончил архитектурную школу и долго работал чертежником, так же выполняя мелкие заказы, и учился у великих мастеров неоготики.

антонио гауди
Первые работы мастера сильно отличались от работ других мастеров. Со временем его работы приняли окончательный стиль. Гауди в Барселоне получил репутацию «сумасшедшего гения». Гауди вошел в моду. Строил дома и отели, применяя технологии, которые даже сейчас являются передовыми.
Гауди очень любил применять гиперболоиды, эллипсы и терпеть не мог прямые линии. В его проектах не было опор, что даже в наше время это огромная редкость.
И вот этот своеобразный архитектор и уникальный человек, должен был продолжить строительство Собора Святого Семейства в Барселоне. Но в то время никто даже вообразить не мог, каким необыкновенным и восхитительным образом он это сделает.
С самого начала Гауди решил продолжить работаю над криптой, спроектированной предыдущим архитектором. Её строительство завершилось в 1889 году. Однако все это время церковью получала стабильные регулярные обильные пожертвования, что позволило, приступив за апсиду, переработать и кардинально изменить начальный план.

Саграда Фамилия
Первым решением автора было отойти от изначальной неоготики и добавить целый ряд инновационных решений в архитектуру. Всё это пришло к грандиозному в своих масштабах зданию с латинским крестом в основании церкви и восемнадцатью башнями. Верхняя часть креста закрыта полукругом апсиды. Церковь Святого Семейства имеет три моментальных фасада, которые символизируют собой метафору Славы Христа; Рождества; Страсти, Смерти и Воскрешения.
Согласно изначальному замыслу архитектора, двенадцать из восемнадцати башен, высотой в сто метров, должны символизировать собой святых апостолов, четыре, высотой в 135 метров — святые Евангелия и их авторов, и одна, охватывающая апсиду, — Святую Деву Марию. Последняя башня — самая высокая, 172 метровая, посвящена Иисусу Христу. Реализация замысла Гауди сделала бы церковь второй по высоте точке в Барселоне. Её обходила бы только гора Монжуик.

Монжуик
Начало строительства фасада Рождества было начато в 1892 году. Архитектор считал, что он найдет широкий отклик у местных жителей из-за богатого убранства, создающего праздничное настроение, в отличие от мрачного фасада Страсти, украшенного обломками скелетов. В конце XIX века было закончено строительство портала Розария — это один из входов, расположенных со стороны фасада Рождества. Параллельно с церковью Гауди работал над проектом школы для детей строителей церкви. Она была построена в 1909 году.

школа саграда фамилия
Предварительно предполагалось построить три фасада, а не один. Каждый фасад должен быть украшен порталом огромной величины с высокими башнями – 100 м. Башен должно получиться 12 штук по 4 с каждой стороны портала, по количеству апостолов у Христа. Гауди никогда не составлял план работы. Его обычный стиль – это схематический набросок в начале и буйная фантазия в процессе строительства. Когда собор начал строиться и приобретать свои нынешние черты, жители Барселоны были очень удивлены, хотя и уже привыкли к его странному стилю и не менее сумасшедшему новаторству.

Саграда Фамилия в Барселоне
К 1914 году архитектор принимает волевое решение отказаться от планов на другие проекты в пользу церкви Саграда Фамилия. Фактически он посвятил ей все оставшиеся годы своей жизни. К 1923 Антонио Гауди удалось закончить проект дизайна нефов и крыши. К сожалению, строительство продвигалось очень медленно. Это было вызвано целой группой факторов, среди которых зависимость от единственного источника финансирования — добровольные пожертвования, также довольно сложная социальная и политическая обстановка в стране. К концу ноября 1925 было завершено строительство одной из башен, посвященных святым апостолам. Чуть более чем через полгода, 10 июня 1926 года Антонио Гауди скончался из-за травм, полученных в аварии с трамваем.
Таким образом, фактически после смерти архитектора и до 1983 года руководителями проекта стали люди, непосредственно работавшие с ним. Так Доменик Сурганесс, бывший важным помощником Гауди при его жизни, возглавил строительство вплоть до 1938 года. Колокольни на фасаде Рождества была закончена при новом руководителе в 1930 году, а к 1933 году были достроены портал Веры и централ кипарисовое дерево.

портал веры
В 1936 году строительство было приостановлено из-за начавшейся Гражданской войны в Испании. Революционеры разрушили, а затем сожгли школу, построенную для детей строителей церкви, были утеряны некоторые первоначальные макеты и рисунки Гауди. Необходимо указать, что и ранее массовые волнения становились причиной приостановки строительства.
Однако в 1938 году после окончания Гражданской войны удалось возобновить строительство. В период 1939-1940 годов удалось восстановить повреждённый во время пожара склеп, а также были отреставрированы сломанные модели, на которые дальше опиралось строительство. Это позволило придерживаться изначальных концепций Груди.

фасад рождества саграда фамилия
К 1952 году была построена лестница к фасаду Рождества, а он сам был освещён. После 1964 года освещение стало постоянным, благодаря решению городского совета Барселоны. С 1954 года был начат фасад Страсти, основанный на разработках Гауди. К 1961 году в помещении склепа был открыт музей, чтобы у людей была возможность ознакомиться с историей постройки церкви Святого Семейства, её художественными и символическими особенностями.

фасад страстей саграда фамилия
Значимым годом для Саграда Фамилии стал 1955, так как в этот год впервые начался сбор для оплаты строительных работ, который оказался настолько успешным, что повторяется каждый год.
Фасады церкви богато украшено скульптурами, многие из которых были созданы различными известными скульпторами. В 1958 году была представлена группа статуй на фасаде Рождества, созданных Жауме Бускетсом и представляющих собой Святое Семейство. Представить свои скульптуры является большой честью для скульпторов, но при этом необходимо, чтобы скульптуры не выбивались из общего ансамбля. Так Хосепу Марии Субирахсу в 1986 году было предъявлено обвинение в связи с тем, что он потратил на создание скульптур более 25 лет, но они не соответствовали общей стилистике.

фасад славы саграда фамилия
В 2000 году начали работу над фасадом Славы, а также были построены своды в центральном нефе и трансептах. Была проведена первая месса, чтобы отметить начало нового тысячелетия.
В 2001 году закончили работу над центральным окном фасада Страсти, в котором был установлен витраж Воскресения.
В 2017 году отмечали 135-летний юбилей начала строительства церкви. В настоящее время фасад Страсти официально завершён, идёт активное строительство башни Девы Марии. Предполагается, что башни Евангелистов будут завершены к 2022 году. Также идёт постройка башни Иисуса Христа, которая на данный момент достигает более 90 метров. В планах завершить строительство к 2026 году.

башни Евангелистов
Восемнадцать устремляющихся ввысь башен создают вытянутый, возвышенный силуэт храма. Порой причудливы и своеобразные скульптуры не только рассказывают религиозные сюжеты, но и создают сложные рельефные структуры, и в зависимости от времени суток, тени добавляют глубины и особого очарования. Вкупе с серо-бежевым бетоном, статуи создают эффект замка из мокрого песка. Морская тема была крайне близка Антонио Гауди, так что не удивительно её присутствие в работе всей его жизни.
Но не только внешним убранством интересна церковь Святого Семейства, внутри также много интересных архитектурных решений. Гауди хотел создать само несущие и сбалансированные конструкции, которые до сих пор являются крайне сложные в проектировании.

внутреннее убранство саграда фамилия
Своды церкви поддерживаются колоннами в виде фантазийных деревьев. Множество винтовых лестниц и других закрученных элементов отсылают к морским ракушкам. Параболические и гиперболические структуры несут не только сугубо практическую функцию несущих конструкций, но и оставляют действительно завораживающие впечатление на гостях Саграды Фамилии.

винтовая лестница саграда фамилия
Большую роль во внутреннем устройстве играет свет. Для того, чтобы огромные внутренние помещения не казались излишне мрачными и тёмными в стенах сделаны световые люки, также важную роль играют многочисленные витражи. Они, помимо света, дают внутреннему пространству цвета, в основном, жёлтый, синий и зелёный. Цвет, как и форма со светом, должны отсылать к природным элементам. И пусть основная часть церкви выполнена в серо-бежевом цвете камня и бетона, но в то же время, то тут, то там, можно увидеть всполохи цветной мозаики, украшающая Саграда Фамилию.

саграда фамилия
Всё вместе создают удивительный, непривычный, но при этом крайне гармоничный вид церкви Святого Семейства, одного из архитектурных шедевров двадцатого века.